Выбор рефрижератора для изотермического фургона

Как выбрать холодильную систему для Вашего автофургона?

С каждым годом возрастает количество производителей холодильного оборудования для автомобилей. Перевозчики охлажденных и замороженных продуктов, как правило, лишь очень поверхностно знакомы с холодильной техникой, и часто испытывают затруднение в выборе холодильного оборудования для своего изотермического фургона.
Возможно, представленная информация облегчит Ваш выбор.
 

В первую очередь нужно отдавать себе отчет о том, что авторефрижератор представляет собой комплекс, который состоит из двух равноправных частей: холодильной установки и теплоизолированного (изотермического) фургона.
Понятно, что если фургон не обладает достаточной теплоизоляцией, то даже холодильная установка повышенной мощности (и, как следствие, повышенной стоимости) не охладит перевозимые продукты до требуемой температуры.
Понятно также, что холодильная установка недостаточной мощности даже на хорошо теплоизолированном фургоне не обеспечит нужную температуру.
Важно, чтобы фургон и холодильная установка были согласованы по параметрам! Как же их правильно согласовать?
Предлагаемый способ самый надежный, но требует некоторого умения считать по формулам. Суть способа в предварительной оценке степени изотермичности своего фургона. Для этого нужно, измерив рулеткой размеры фургона изнутри и снаружи, определить толщину стенок фургона d. Как правило, толщина всех стенок, дверей, и пола совпадают, а если не совпадают, то возьмите среднее значение.
Далее для вычисления теплового потока в фургон через его ограждения нужно воспользоваться простой формулой: W = λ٠S٠ΔT/d.
В этой формуле:
W - натекание тепла в фургон в Ваттах через ограждение фургона;
λ - коэффициент теплопроводности теплоизолятора, который находится в стенках фургона. Для большинства применяемых теплоизоляторов λ = 0,04 Вт/м٠град;
S - площадь поверхности фургона, определяемая по формуле: S = 2*(Д*Ш+Д*В+Ш*В), где Д, Ш, В - длина, ширина и высота в метрах снаружи фургона;
d - толщина стенок фургона в метрах, полученная , как было отмечено выше, из измерений размеров фургона изнутри и снаружи;
ΔT - разность температуры в градусах внутри и вне фургона. Будем считать, что в фургоне -20ºС, а снаружи +30ºС, то есть ΔT = 50ºС.

Для примера оценим натекание тепла в фургон размером (Д х Ш х В) 3х2х2,1 метров, с толщиной стенки 80 мм (0,08 м).
Сосчитаем площадь поверхности фургона, для этого воспользуемся формулой S = 2*(Д*Ш+Д*В+Ш*В) = 2*(3*2+3*2,1+2*2,1) = 2*(6+6,3+4,2) = 2*16,5 = 33 м².
Теперь определяем натекание тепла в фургон по формуле: W = λ٠S٠ΔT/d = 0,04*33*50/0,08 = 825 Вт.

Если бы фургон был изготовлен идеально, то натекание тепла и было бы 825 Вт, но идеальных фургонов не бывает и, как показывают наши измерения в измерительной камере, натекание тепла в реальный фургон может быть раза в 1,5 выше теоретически вычисленной цифры. Это связано с несколькими причинами:

  •   теплоизолятор в фургоне имеет толщину меньше, чем измеренная рулеткой, например в 80 мм стенке теплоизолятора может быть только 60 мм, а остальное - фанера;
  • пол утеплен хуже, чем стенки фургона (что встречается очень часто);
  • неаккуратная сборка фургона с большим количеством тепловых мостов;
  • плохое качество уплотнения дверей, плохая герметичность фургона;
  • влажный теплоизолятор (особенно в фургоне, побывавшем в эксплуатации)
  • фургон имеет темный цвет за счет многочисленных декоративных наклеек, грязной крыши и стен. Такой фургон на солнце нагревается намного сильнее, чем чистый фургон из белой плакировки.
     

Поэтому полученную выше цифру 825 Вт рекомендуем умножить на 1,5, а если в фургоне при его эксплуатации еще и часто открываются двери, то умножить следует на 2. Получается 1650 Вт. Вот на эту цифру - холодопроизводительность холодильной системы при температуре в фургоне - 20 град. С и + 30 град. С на улице и нужно ориентироваться.
Эта цифра - холодопроизводительность холодильной установки при при +30 град.С на улице и - 20 град. С в фургоне является основной характеристикой холодильной системы и приведена в паспорте на любую холодильною систему, российскую или импортную.

Если Вас интересует температура в фургоне вблизи 0 град.С, нужно всю арифметику проделать для ΔT = 30ºС и ориентироваться на. холодопроизводительность холодильной установки при при +30 град.С на улице и - 0 град. С в фургоне.

Следует отметить, что если холодильник способен поддерживать в фургоне - 20 град.С, то он сможет обеспечить и температуру вблизи 0 градусов. Блок управления любой холодильной установки позволяет задать любую температуру, которую он впоследствии будет поддерживать автоматически. Но если холодопроизводительность установки такова, что температура вблизи 0 градусов является ее предельно достижимой температурой, то - 20 град. С получить не удастся! Не совершите ошибку при выборе холодильной системы!

Зная параметры фургона, то есть мощность теплового потока в фургон при рабочих температурах можно выбирать холодильную систему. Правило выбора очень простое: холодопроизводительность холодильной установки при рабочих температурах должна быть не ниже мощности теплового потока в фургон при тех же температурах. То есть для нашего примера - холодопроизводительность холодильной установки при + 30 град.С на улице и - 20 град. С в фургоне должна быть не меньше 1650 Вт.
Чем мощнее холодильная установка тем быстрее температура воздуха в фургоне будет понижаться до нужной температуры. Если же холодопроизводительность недостаточна, температура понижаться будет очень медленно и, возможно, никогда не достигнет заданной. При этом компрессор холодильной установки будет работать непрерывно!

Следует сказать следующее: если холодильные системы разных производителей имеют сопоставимые по площади теплообменники (испаритель и конденсатор) и сопоставимые по рабочему объему компрессоры, то их холодопроизводительность тоже сопоставима, что бы не утверждала реклама, и как бы Вас не убеждали продавцы.
Дорогущие импортные холодильные системы обладают такой же производительностью по холоду, как и системы, собранные в любой автомастерской в России. Разница - во внешнем виде, в количестве функций блока управления, в надежности, в ремонтопригодности, в наличии возможности ремонта и сервисного обслуживания на территории России и СНГ.
По внешнему виду холодильные системы разных производителей различаются все меньше. Все научились делать красивую пластмассу.
По количеству функций, которые выполняет блок управления холодильной системой, конечно, впереди планеты всей дорогие импортные системы: Термокинг, Carrier, Zanotti. Они могут обеспечить не только всесторонний контроль за работой всех систем холодильной установки, но и записать в память все ошибки в работе, а также все изменения температуры груза при его транспортировке.
К сожалению, в случае выхода из строя сложной электроники пользователя этих холодильных систем ждет дорогой ремонт в их сервисных центрах.
Российские холодильные системы, как правило, имеют намного более простую электронику, не требующую дорогостоящего ремонта. А контроль за температурным режимом легко организовать, например, с помощью мобильного регистратора температуры (ТР-1 или подобного), что на порядок дешевле дорогой импортной электроники.
Надежность холодильных систем разных производителей также сопоставима. Легендарной надежности дорогих импортных холодильных систем мы, что-то не наблюдаем. Они появляются в ремонте у нас не реже, чем любые другие.
Сервисное обслуживание российских холодильных установок в последнее время также приблизилось к уровню импортных. Более того, во многих случаях обслуживание российских систем выполняют те же сервисные центры, которые обслуживают тот же Термокинг и т.п.

Некоторые продукты требуют перевозки при положительной температуре, например, молоко или колбаса, Для того, чтобы в зимнее время в фургоне можно было поддерживать положительную температуру можно установить дополнительно к холодильной системе какой-либо дополнительный нагреватель, например тосольную печку или автономный отопитель.
Современные холодильные системы, как правило, конструируются так, что они самостоятельно могут работать на тепло и поэтому устанавливать дополнительный отопитель не требуется. Конечно, стоимость холодильной системы с функцией обогрева выше простой холодильной системы, но это превышение сопоставимо со стоимостью дополнительного отопителя.
Переоборудовать уже установленную на фургон холодильную систему без функции тепла так, чтобы эта функция появилась можно, но весьма трудоемко. В таких случаях мы устанавливаем дополнительные отопители на фургоны. Так дешевле.

Заметим, что имеющихся выше цифр достаточно, чтобы определить важный параметр любого изотермического фургона - коэффициент теплопередачи. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой: К = W/S٠ΔT = 825/33٠50 = 0,5 Вт/м²٠град.
Если Вы приобретаете изотермический фургон обязательно поинтересуйтесь у продавца, каков коэффициент теплопередачи данного фургона и каким образом и где он определен? Если этот коэффициент не измерялся с помощью специальной аппаратуры, подобной той, информацию о которой можно найти на нашем сайте в рубрике "Тепловые измерения", то это означает, что этот коэффициент получен путем вычисления по формуле. Как уже было показано выше, коэффициенты, вычисленные по формулам, следует умножить на 1,5, а то и на 2! Хороший изотермический фургон должен иметь коэффициент теплопередачи не выше 0,5 - 0,7. Если коэффициент менее 0,4 - это очень хороший фургон. Чем лучше теплоизолирован фургон, тем реже будет включаться холодильная система, тем меньше топлива Вы израсходуете.
Кстати, на а/м Газель ГАЗ-3302 с изотермическим фургоном и холодильной системой, охлаждающей фургон до - 20 град., расход топлива возрастает примерно на 0,6 л на 100 км.


Тел. (831) 414-21-97

г. Нижний Новгород